Опубликовал: Валерий Павлов 17 Ноябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Центральным хурулом Калмыкии выпущена в свет книга молитв и наставлений «Садхана Гухьясадхана Хаягривы «Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна». Она адресована прежде всего тем верующим, кто принял посвящение Гухьясадхана Хаягривы. В этой брошюре текст садханы приведен на тибетском письме в сопровождении транслитерации и переводана русский язык. Перевод с тибетскогона русский осуществил Бем Митруев, в подготовке издания принял участие Чагдыр Санджиев.
Садхана Гухьясадхана Хаягривы «Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна» была написана в ХVIII веке вторым перерожденцем Всеведущего Джамьян Шебы – держателем короны Традиции желтых шапок буддийским монахом Кончок Джигме Вангпо Йеше Цонду Дракпе Дэ (1728-1791). Этот текст напечатан в 9-м томе его 12-томного собрания сочинений, изданного в монастыре Таши Кхьил, в разделе «Цикл садхан медитативных божеств «Источник всего необходимого».
Садхана – санскритский термин, которым в буддизмеи индуизме называют духовную практику и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то».Она включаетв себя ряд духовных дисциплин различных буддийских традиций. Садхане следуют ради достижения разных духовных и ритуальных целей, ради духовного очищения и прогрессав духовной жизни. Практика садханы, как правило, заключается в регулярной, ежедневной медитации, повторении мантр, совершении пуджи божеству.
Традиционно в буддизмеи индуизме садхана практикуется под руководством гуру, авторитетного духовного наставника. В некоторых традициях получение от высокого учителя духовного посвящения является одной из стадийв практике садханы. С другой стороны, часто садхану практикуют без особого руководства, индивидуально, без участия в каких-либо религиозных группах.
В августе 2005 года Верховный лама Монголии Богдо-ГегянIХ Джебдзун-Дамба-хутухта (1932-2012) в соответствиис наставлениемДалай-ламы даровал в Калмыкии посвящение Гухьясадхана Хаягривы. Новая книга, изданная Центральным хурулом РК, как сказано в предисловии, «посвящается всем тем, кто присутствовал на этом посвящении, а также всем, кто желает практиковать это глубокое учение».
Те из верующих, кто получил посвящение Гухьясадхана Хаягривы, могут приобрести книгу бесплатно в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (обращаться в кабинет № 310).
Священный текст книги начинается со слов автора – гуру:
«Поклонившись Хаягриве, который всего лишь взмахом [ваджры] силы и мощис сотнями концов уничтожает утробу тонкостанных красавиц вредоносных асуров, я напишу [его] краткую садхану. Так какты желаешь практиковать медитацию на Гухьясадхану Хаягриву традиции махасиддхи Кьергангпы, сначала прими прибежище и зароди бодхичитту».
Хаягрива(на санскрите буквально: «Имеющий шею лошади») – йидам (будда-аспект)и дхармапала (защитник Учения Будды) в традиции Ваджраяны, относится к Лотосовому семейству Будды Амитабхи. Хаягриву изображают в виде гневного божества. Гнев Хаягривы направлен на причины страдания и возникаетиз сочувствия, которое он испытываетко всем страдающим существам. К его особенным умением относят лечение болезней, в особенности болезней кожи, включая даже такие серьезные заболевания, как проказа, которая считается болезнью, насылаемой Нагами.
В народном буддизме у тибетцеви монголов образ Хаягривы связан с мирскимблагом — приумножением стад лошадей.
Образ Xаягривы очень древний, в архаичных статуях индуизма Хаягрива представлен с человеческим телом и головой лошади. В тибетскихи монгольских, отчасти непальских изображениях Xаягрива предстает с тремя человеческими лицами и возвышающейся над ними небольшой головой лошади.
Лошадиная голова громко ржет, и этот звук пронзает все иллюзорные проявления вещественного мира, открывая сияющую реальность свободы.
На тханках можно найти формы Хаягривы с тремя головами и восемью руками, с тремя головами и шестью руками, с одной головой и двумя руками.
Всего в различных источниках упоминается порядка 108 форм Хаягривы.
Гухьясадхана Хаягрива (первое слово означает ”Тайнопрактикуемый ”) – это форма Хаягривы, известная также как «Игривое проявление наилучшего скакуна» или «Наслаждение наилучшего скакуна» (тиб. Тамчок ролпа, санскр. Ашва Уттама Винасмата). На тханкахон изображаетсяв темно-красном цвете, трехликим и шестируким. Среди стоящих дыбом волос на голове — три лошадиные головы зеленого цвета. В верхней правой руке у него ваджра, в средней – тришула, в нижней – меч. В верхней левой руке – пламя, в средней – кхатаванга (kha tvan rtse gsum), в нижней – аркан (паша). У него восемь ног, под ногами попираемые им змеи-наги.
Вот фрагмент описания Гухьясадхана Хаягривы из садханыв рассматриваемой книге:
«… и из него появляюсь я – Царь гневных, Великолепный Хаягрива в форме Игривого проявления наилучшего скакуна, с телом красного цвета, тремя ликами и шестью руками. Центральный лик красный, правый – зеленый, левый – белый. На каждом лике по три свирепо взирающих глаза. Пасти развернуты, клыки обнажены. Красно-желтые брови и усы пылают как пламя. Коричневые волосы вздыблены. Над тремя головами три конские головы, их пасти раскрыты и издают конское ржание. Из их грив извергаются искры и наполняют миллиарды вселенных куполом пламени».
В тексте ритуала дарования последующего разрешения Гухьясадхана Хаягривы Далай-лама Второй писал: «Все учение, проповеданное полностью пробужденным Буддой, заключено в учениях девяти колесниц. Из них это учение относится к циклу учений стадии зарождения махайоги. Из восьми великих разделов практики махайоги – это цикл учений Лотосовой речи. В этом цикле существует множество учений, таких как «Игривое проявление наилучшего скакуна», «Великий лотосный владыка», « Собрание сугат», «Собрание тайн», «Колесница нектара» и много других. Из них это учение относится к циклу «Игривое проявление наилучшего скакуна». Из трех разделов –« Внешнего достижения», « Внутреннего достижения» и «Тайного достижения» – это несущее в себе великое благословение глубокое «Тайное достижение». Это учение берет свое начало от махасидхи Онтон Кьергангпа Чойкьи Сенге, пятого из семи держателей преемственности, известных как «Семь драгоценностей» традиции Шангпа Кагью».
Кстати, в рассматриваемой книге приведена мантра из садханы Хаягривы Всеведущего Янгчен Шебы (это другое имя Далай-ламы Второго):
Приведем в качестве примера из данной книги и одну молитву с переводомна русский язык:
СЕМ ЧЕН ТАМ ЧЕ КЬИ ДЁН ДУ ДЗОГ ПЕЙ САНГ ГЬЕ КЬИ ГО ПАНГ ТОБ ПАР ЧА Ради блага всех живых существ я обрету состояние полностью пробужденного Будды!
ДЕЙ ЧИР ДУ ТРО ВЁЙ ГЬЕЛ ПО ТАМ ЧОГ РОЛ ПЕЙ ГОМ ДЕ НЬЯМ СУ ЛАНГ ВАР ГЬИО
Для этого я практикую медитацию и начитывание мантры Гневного царя Игривого проявления наилучшего скакуна!
***
Поскольку элистинское издание садханы «Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна» посвящено верующим Калмыкии, присутствовавшим на посвящении Гухьясадхана Хаягривы, дарованном в 2005 годув Элисте главой буддистов Монголии Богдо-ГегяномIХ, приведем некоторые сведения о нем.
Богдо-гегян — третий по значимости буддийский иерарх после Далай-ламыи Панчен-ламы, имеющий давние исторические и кармические связи с монгольскими народами. Как известно, именно из Монголии буддизм пришел в Россию —к бурятам, тувинцам и калмыкам, которые всегда почитали Богдо-гегяна как своего духовного покровителя и защитника веры.
Богдо-ГегянIХ Джебдзун-Дамба-хутухта (1932-2012) посещал Калмыкию неоднократно и любил бывать у нас.Он даровал здесь много учений – посвящения, наставления, благословения на практики божеств: Калачакры, Ямантаки, Белой Тары, Хаягривы, Будды Медицины.
В прошлом году, как мы сообщали,в Монголии была издана книга воспоминаний о немна монгольском языке (автор-составитель О. Батсайхан). Воспоминаниями о Богдо-ГегянеIХ поделился в книгеи Шаджин-лама Калмыкии, Почетный представитель Далай-ламы ХIV в России, Монголии, странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.
Богдо-ГегянДжебдзун-Дамба-хутухтав своем предыдущем, восьмом, перерождении был последним великим ханом Монголии и в течение короткого времени управлял страной. После его кончины в 1924 году революционные власти провозгласили народную республику и запретили искать его новые перерождения. Однако Богдо-ГегянIX был достоверно выявлен в Тибете, согласно канону и традиции.
В течение долгого времени это держали в тайне,и лишь после смены общественного строя в Монголии в 1990-х годах об этом было объявлено. В 1991 году во время визита министра по культуре и религии Тибетского правительства в эмиграциииз Дхарамсалы (Индия) президент Монголии П. Очирбат обратился к немус тем, что желательно пригласить Богдо Джебдзун-Дамбу.
В 1994 году по указу Его Святейшества Далай-ламыXIV Богдо-ГегянIX ездилв Тибет для работы по возрождению школы Джонанг тибетского буддизма (он является перерождением Джецуна Таранатхи — одного из высших лам этой школы). В СимлеБогдо-Гегян создал монастырь Джонанг.
В 1996 −1997 годах Богдо-гегянIX находилсяв затворничестве.В течение последующих лет он давал учения в разных странах мира. В 2009-мон прибылв Монголию по приглашению президента страны Ц. Элбэгдоржа.
В 2010 годуБогдо-ГегянIX наконец-то смог получить монгольское гражданство и был официально признан правительством Монголии Верховным ламой страны. 2 ноября2011 годаБогдо-гегянIX был вновь возведен главой буддистов Монголии. Церемония состоялась в дацане Идгачойнзинлин монастыря Гандантэгченлин.
В 2012 году после продолжительной болезни Богдо-ГегянДжебдзун-Дамба-хутухта скончался.
Учителем и самым близким человеком для него всегда оставался Далай-лама XIV, с которым был знаком с детства.Богдо-Гегян оставил письмо, по которому его следующее перерождение будет определять только Далай-лама.
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»