Опубликовал: Валерий Павлов 22 Ноябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Улан-Батор, Монголия, 20 ноября2016 г. – День Его Святейшества Далай-ламы ХIV начался со встречис индийским послом в Монголии. Огромное число монголов выстроилось в вестибюле гостевого дома, горя желанием получить благословение Его Святейшества. Выйдя на улицу, Его Святейшество оказался на сорокаградусном морозе – обрушившийся на Улан-Батор холодный циклон побил рекорды за долгие годы.
В спорткомплексе «Буянт Ухаа» Его Святейшество Далай-ламу встречали звуками традиционных духовых инструментов. Лишь только Его Святейшество показался в зале, зрители подняли вверх белые хадаки в знак преданности и уважения. Зал, рассчитанный на 10 тысяч зрителей, был переполнен: сотни людей сидели в проходахи везде, где только можно было примоститься. В общей сложности более 12 тысяч человек попали на нынешние учения Далай-ламы.Еще несколько тысяч толпились на улице, так как места в залене хватило всем желающим.
Пока Его Святейшество выполнял подготовительные церемонии для запланированного на этот день разрешения на практику Чже Цонкапы воплощения Манджушри, Авалокитешвары и Ваджрапани, ученики начитывали «Сутру сердца».
Начав с общего введения в буддизм, Его Святейшество упомянул, что вместо чтения молитв или выполнения ритуалов, предпочитает даровать учения. В прославленной строфе Матрисеты говорится:
Водою Будды не смывают скверны,
Страдания существ рукой не устраняют,
Другим не переносят прозрения свои.
Они учением существ освобождают.
«Таким образом, – продолжил Его Святейшество, – Будда учил Двум истинам: относительной и абсолютной, помогая существам вырваться из круговорота бытия. Он не говорил, что можно обрести пробуждение только с помощью благословений. Будда подчеркивал важность знания и мудрости – именно с опоройна нихмы воплощаем его учение в жизнь. Поэтому, каждый из нас должен изучать содержимое 300 с лишним томов собраний Кангьюра и Тенгьюра,и тогда наша вера в слова Будды будет покоиться на прочном понимании.
Учение о пустоте (отсутствии самобытия) сродни утверждению квантовой физики об отсутствии объективного существования у вещей. Одной лишь слепой веры в учение Будды мало, мы должны использовать критический анализ, чтобы по-настоящему понять суть его слов».
Далай-лама посоветовал монахам и монахиням монгольских монастырей разрабатывать учебные программы, подобные тем, что используют в тибетских монастырях-университетах в Южной Индии. Он абсолютно уверен, что им это по плечу, ведь сегодня, в отличиеот тибетцевв Тибете, монголы свободны и никтоне мешает им жить по собственному усмотрению.
Его Святейшество завершил утреннюю сессию дарованием разрешения на практикугуру-йоги традиции гелуг, во время которой визуализируют Чже Цонкапу. Он упомянул, что сам получил передачу на эту практику от Такдака Ринпоче. В ходе посвящения Его Святейшество также провел церемонию зарождения бодхичитты и даровал обеты бодхисаттв.
Пообедали поздно, после чего Его Святейшество вернулся в зал.Он приступилк объяснениям по трактатам Цонкапы«Восхваление взаимозависимого возникновения» и «Три основы пути», отметив, что первый являет собой введение в учения Будды, а второй – это наставления о том, как практиковать.
«Идея взаимозависимого возникновения, – пояснил Его Святейшество, – уникальна и присуща только учению Будды. Ее не найти ни в одной другой религиозной традиции. Именно за учениео взаимозависимом возникновении, а не за какие-либо достоинства, которыми обладал Будда, Нагарджуна и Цонкапа так восхваляли великого учителя».
На следующий день, 21 ноября,Далай-лама принял участие в конференции«Буддизм и наука», организованной фондом«Тритья Дхарма Чакра».