Печать

Во время ритуала «Янгдруб» в Центральном хуруле Калмыкии группа монахов и мирян совершила торжественное шествие, неся 8 «знаков счастья»

Опубликовал: Валерий Павлов 21 Сентябрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов

Во время тантрического ритуала «Янгдруб», который проводился в храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни» 16 сентября, состоялся красивый обряд – группа людей в монашеских одеяниях (священнослужители хурула) и национальных костюмах (сотрудники хурула, волонтеры), выстроившись колонной, совершила торжественное шествие сначала вокруг здания храма, а затем по уровням хурула, посещая основные помещения, включая святую святых — резиденцию Его Святейшества Далай-ламы ХIV.

   title=Во время праздничного шествия мужчины и женщины в нарядных национальных костюмах громко произносили на родном языке благопожелания — йорялы. Раздавались такие восклицания: «Да будет благословенна наша земля!», «Пусть люди будут счастливы и не знают страданий!», «Счастья и благополучия народам Калмыкии!», «Долгих лет и благоденствия Его Святейшеству Далай-ламе!». Звучали и много других добрых благопожеланий. В ответ посетители хурула восклицали: «Тиигтхя!» («Да будет так!»).

В руках члены группы (семнадцать человек, из которых шестеро — монахи) держали расшитые яркие хадаки, ритуальные предметы и восемь традиционных буддийских символов (или, как их еще называют, «восемь знаков счастья», «восемь драгоценностей», «восемь эмблем славы», «восемь благоприятных символов», «восемь жертв»).

Возглавлял торжественную процессию Анджа-гелюнг, бывший настоятель Центрального хурула, который нес жезл с благовониями (кюдж), обмотанный расцвеченным светлым хадаком. Следом шел ген Отхон, извлекая музыкальные звуки из морской раковины, которая является одним из восьми буддийских символов. Это белая раковина, спиралью закрученная вправо. Такая раковина очень редка. Считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Звук этой раковины олицетворяет благозвучный глас Дхармы, а сама белая раковина почитается как символ блаженства. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.

Действующий настоятель хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» геше Мутул нес в процессии стяг победы – аналог победоносного знамени, водруженного на вершине горы Меру, центра буддийской вселенной. Данный стяг означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений. Это символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.

В торжественно шествующей колонне нарядно одетых людей было шесть женщин-мирянок. Среди них – заведующая библиотекой Центрального хурула Надежда Бакараева. Ей доверили нести благой зонт, защищающий от злых помыслов. Подобно тому, как обычный зонтик защищает от дождя и зноя, так и этот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает нас от невзгод и напастей сансары. Это символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров.

Кроме белой раковины, стяга победы и благого зонта, среди предметов, которые несли участники процессии, были еще пять «знаков счастья»: золотые рыбки, драгоценная ваза, лотос, бесконечный узел и колесо Дхармы.

Весь этот комплект «восемь эмблем славы» представляет собой определенную структурную единицу в системе буддийской культовой практики, и в каждом из восьми предметов заложен определенный философский подтекст.

   title=Две рыбы символизируют счастье и единство. Золотыми их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства. Это символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий.

Драгоценная ваза — кладезь всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей. Наполненная напитком бессмертия, ваза символизирует сокровищницу благих желаний. Это символ долгой жизни, богатства и процветания. Драгоценная ваза используется в буддийских церемониях и ритуалах.

Лотос – символ божественного происхождения, чистоты и залог спасения. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения.

Бесконечный узел – мистический символ бесконечного цикла перерождений. Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. Это символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной.

Колесо Дхармы, колесо с восемью спицами – символ восьмеричного пути к Просветлению. Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Спица означает мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность. Также три вида Высшего воспитания, Три корзины Учения. Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни:

  • Правильное воззрение.
  • Правильное мышление.
  • Правильная речь.
  • Правильное поведение.
  • Правильный образ жизни.
  • Правильное усилие.
  • Правильное осознание.
  • Правильное созерцание.
  • Профессор Наталия Жуковская писала: «С числом 8 в буддизме связано представление о восьмеричном пути спасения, предложенном человечеству Буддой Шакьямуни, включающем в себя праведные воззрения, праведные устремления, праведную речь, праведное поведение, праведный образ жизни, праведное усердие, праведную память, праведное самоуглубление. Известен и такой числовой восьмеричный комплекс – «восемь сокровенных органов тела Будды» (сердце, желчный пузырь, селезенка, легкие, печень, желудок, почки, кишки). Полный цикл жизни Будды включает в себя восемь фаз: спуск с небес, вхождение в тело матери, выход из тела матери, отречение от мира, подчинение зла, достижение просветления, поворот колеса закона, погружение в нирвану. Наконец, тело Будды после его погружения в нирвану было сожжено, пепел поделен на восемь частей, каждая из которых породила своеобразную форму ступы-реликвария. Все восемь типов ступ представлены в ограде первого монгольского монастыря Эрдэнэ-Цзу (всего их в этой ограде 108), находящегося на территории поселка Харахорин Увур-Хангайского аймака МНР. Таким образом, мы видим, что число 8 обладает некоторой сакральностью в контексте буддийской культуры и «восемь эмблем» вполне вписываются в эту сакральность».

    Добавим, что в Калмыкии все восемь типов ступ представлены в буддийском комплексе у Одинокого тополя и на территории Малодербетовского хурула «Гандэн Дарге Линг».

    Традиционное шествие группы монахов и мирян, нарядно одетых, несущих благие символы буддизма, восклицающих добрые благопожелания, придало тантрическому ритуалу «Янгдруб» особую праздничность и красоту.

       title=Как вы знаете, возглавляли этот ритуал два высоких буддийских учителя – Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и основатель дацана «Ринпоче Багша» в Бурятии Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче). Во время большого молебна они восседали на тронах друг против друга.

    Ритуал «Янгдруб» — это чудесная церемония призывания благополучия, богатства и удачи.

    Это очень красивый и сильный ритуал, который был сохранен монахами тибетских монастырей. Для освящения на молебне «Янгдруб» люди заранее, за день, принесли из дома или приобрели в магазине хурула сосуды богатства, называемые Янг Бум. Это небольшие, плотно запакованные горшочки, которые украшены плетеной разноцветной ленточкой. Сосуды богатства оставляли на сутки и лишь на следующий день после ритуала «Янгдруб» люди могли их забрать домой.

    На ритуале монахи, обращаясь к божествам, просили послать всем живым существам удачу и здоровье, благополучие и долголетие, богатство и благоденствие. Они совершили подношение прекрасного сосуда с нанесенными на его поверхность священными символами. Монахи и миряне молились и совершали подношения защитнику – Белому Махакале, чтобы накопить духовные заслуги, мудрость и богатство. Сила благословения этого ритуала благотворна для всех присутствующих.

    В Центральном хуруле в тот день было многолюдно и празднично. Пришло много молодежи. Главное на этом ритуале, как часто говорит Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, – открыть свое сердце для того, чтобы с любовью и состраданием пожелать всем, живущим на этой земле, пребывать в процветании и благоденствии.

    Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

    Фоторепортаж Руслана НИМГИРОВА

       width=    width=    width=    width=    width=
       width=    width=    width=    width=    width=
       width=    width=    width=    width=    width=
       width=    width=    width=    width=    width=
       width=    width=    width=    width=    width=
       width=    width=    width=    width=    width=
       width=    width=    width=    width=    width=
       width=    width=    width=    width=    width=
       width=    width=    width=    width=    width=
       width=    width=    width=    width=    width=


    Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2017/09/vo-vremya-rituala-yangdrub-v-centralnom-xurule-kalmykii-gruppa-monaxov-i-miryan-sovershila-torzhestvennoe-shestvie-nesya-8-znakov-schastya/