Печать

В Дармштадте Далай-лама принял участие в обсуждении, посвященном ненасилию и тибетскому сопротивлению

Опубликовал: Валерий Павлов 23 Сентябрь 2018. Опубликовано в Новости сайтов

Дармштадт, Германия, 19 сентября – Тибетцы, а также друзья и сторонники собрались пожелать доброго пути Его Святейшеству Далай-ламе, когда вчера утром он выезжал из Роттердама. Перелет до Франкфурта едва ли занял час, после чего Его Святейшество отвезли в Дармштадт. Согреваемые ласковыми лучами солнца у отеля в «городе науки» толпились тибетцы, правозащитники и журналисты.

  title=Его Святейшество нашел время пообщаться со всеми, особенно с детьми, некоторым пожимал руки, с другими говорил и время от времени отвечал на вопросы. Ему доставило огромную радость снова повидать нескольких стародавних друзей.

Сегодня утром, когда первые лучи солнца заиграли на крышах домов в окрестностях дворца Эрнста Людвига, Его Святейшество отправился в соседний квартал, где расположено здание конгресса Дармштадта. Его приветствовали участники утреннего обсуждения, среди которых были Лех Валенса, Вольфганг Грейдер из «Тибетской инициативы Германии», министр финансов Гессена Томас Шефер и мэр Дармштадта Йохан Парч. В зале поднялась волна рукоплесканий, когда все они показались на сцене.

Вольфганг Грейдер произнес короткое вступительное слово. Томас Шефер сказал Его Святейшеству: «Вы для нас источник вдохновения, вы показываете, что ненасилие весьма эффективно». Господин Грейдер поблагодарил правительство земли Гессен за поддержку и пригласил к микрофону известного защитника Тибета, мэра Дармштадта Йохана Парча.

«Сегодняшняя встреча поистине знаменательна для нашего города, – произнес мэр. – Мы принимаем у себя в гостях сразу трех лауреатов Нобелевской премии мира. Для нас это огромная честь. В то же самое время, хотя мы и чувствуем некоторое политическое давление, наша поддержка тибетского дела не ставит под угрозу наши жизни, как это происходит с участниками сопротивления в Тибете». Он сравнил Основной закон Германии, конституцию их страны, со Всеобщей декларацией прав человека ООН и заметил, что основной закон Германии начинается словами: «Человеческое достоинство неприкосновенно».

Вольфганг Грейдер завершил свою речь словами, обращенными к прошлому, далекому 1989 году – году перемен. В этот год произошла кровавая бойня на площади Тяньаньмэнь в Пекине, пала Берлинская стена, а Его Святейшеству Далай-ламе присудили Нобелевскую премию мира. Грейдер подчеркнул, как важно продвигать права и свободы человека и защищать человеческое достоинство. В заключение он сказал, что «Тибетская инициатива Германии» оплакивает смерть одного из своих основателей Цеванга Норбу, который неожиданно скончался около двух недель назад.

  title=Ведущая сегодняшнего обсуждения, известная журналистка Дунья Хаяли представилась собравшимся и заметила, что ее всегда интересовали темы насилия и ненасилия, а также злоупотребления властью. Она сказала, что необыкновенно рада познакомиться с Его Святейшеством, и задала первый вопрос участникам: «Чем нам может помочь ненасилие? Как должным образом остановить насилие?»

Первым журналистка попросила высказаться Синиса Сикмана, серба из Белграда. «Таши делек всем, – начал тот. – Я родом из Сербии. Мы с друзьями оказывали ненасильственное сопротивление Милошевичу. Мы на опыте знаем теперь, что если вы ясно видите цель и стараетесь претворить ее в жизнь, вас ждет успех. Мы выработали три принципа успешной борьбы – ясность, планирование и дисциплинированное ненасилие. Планирование означает оценку своих возможностей, а не желаний, а дисциплинированное ненасилие – сдерживание тех дураков, которые начинают бросаться камнями. При всем этом очень важно не терять чувства юмора».

Дардон Шарлинг, секретарь департамента информации и международных связей Центральной тибетской администрации сказала, что Тибет был независимой страной до 1949 года, пока в него не вторгся и не начал оккупацию коммунистический Китай. Его Святейшество бежал в Индию в 1959 году и учредил в изгнании демократическую Центральную тибетскую администрацию. Желание Китая полностью контролировать Тибет спровоцировало восстания 1959, 1980-х и 2008 годов, за которыми следовала жестокая расправа.

Дардон Шарлинг добавила, что тибетцы продолжают сопротивление, и упомянула о 32 протестах против начала добычи полезных ископаемых в священных для тибетцев местах. Нет сомнений, что ненасильственная борьба подразумевает действия и вовсе не означает пассивности. Обернувшись к монаху рядом с ней, она произнесла: «Присутствующий здесь Голок Джигме не сдается, не сдадимся и мы. Мы пользуемся своей свободой, чтобы поддерживать подобных ему людей. Давайте вместе добиваться перемен – присоединяйтесь!»

Напомнив, что Махатма Ганди называл ненасилие оружием сильных, Дунья Хаяли спросила, что думает об этом Его Святейшество.

  title=«Дорогие братья и сестры, – ответил он, – для меня большая честь участвовать в этой встрече. Люди пресытились насилием, и желание мира растет год от года. Чтобы преуспеть, важно придерживаться трезвого подхода, опираясь на данные научных исследований, которые показывают, что по природе своей человек склонен к состраданию. Принесло ли пережитое человечеством насилие благие плоды? Нет. Лишь породило еще больше ненависти. Насилие никогда не решает разногласий.

Я часто повторяю, что восхищаюсь духом Европейского Союза. Мой наставник по квантовой физике Карл Фридрих фон Вайцзеккер рассказывал, что во времена его молодости немцы и французы были заклятыми врагами. Однако после Второй мировой войны все в корне изменилось. Насилие вспыхивает, когда мы делим людей на своих и чужих, но европейцы теперь стали одной большой семьей. С тех пор, как появился Европейский Союз, в Европе на протяжении десятилетий царит мир.

Отношение к войнам и насилию претерпело большие изменения за минувший век, к концу которого люди обрели зрелость и отказались поддерживать применение грубой силы. Продолжив в том же направлении, мы сумеем построить в нынешнем веке эру диалога; расхождения нужно улаживать за столом переговоров. Нам следует также стремиться к разоружению во всем мире.

На встрече лауреатов Нобелевской премии мира, которую перенесли из Южной Африки в Рим, мы обсуждали сокращение и полное устранение ядерного оружия. Я предложил выработать график разоружения для ядерных держав, но дело не сдвинулось с места. Нашей целью должен стать мир без ядерного оружия, однако не следует забывать, что внешнее разоружение зависит от разоружения внутреннего. Мы люди и зависим от сообщества себе подобных. Европа зависит от всего остального мира. Чтобы жить в мире и согласии, крайне важны ненасилие и светская этика».

  title=Карим Васфи, бывший дирижер Иракского государственного оркестра и основатель фонда «Мир через искусство», прославился тем, что играл на виолончели в Багдаде в местах взрывов бомб и терактов. Он подготовил особое выступление для нынешней встречи.

Дунья Хаяли представила сегодняшних экспертов: Ребекку Джонсон, давнюю сторонницу ненасилия и уничтожения ядерного оружия и лидера «Международной кампании за запрещение ядерного оружия», лауреата Нобелевской премии мира; Клаудию Рос, заместителя председателя бундестага ФРГ, которая представляет партию «Союз 90/Зеленые», она стала видным сторонником тибетского дела и активно участвует в кампании про предотвращению изменений климата; и Леха Валенсу, в прошлом лидера движения «Солидарность», который затем стал президентом Польши.

Журналистка напомнила, что 21 сентября 1987 года Его Святейшество Далай-лама представил «Мирный план по Тибету из пяти пунктов». Она поинтересовалась у тибетского духовного лидера, сегодня, оглядываясь назад, считает ли он, что это было правильное решение.

Его Святейшество ответил: «Мы становимся свидетелями неимоверных страданий по всему миру. Перед тем, как началась вторая война в Ираке, миллионы людей выходили на демонстрации протеста против дальнейшего насилия. Меня глубоко впечатляет приверженность Германии и Японии делу мира, а ведь обе эти страны возродились буквально из пепла после Второй мировой войны.

  title=Что касается Тибета, после подписания “Соглашения из 17 пунктов” в Восточном Тибете в 1956 году разразилось восстание, оно перекинулось на северо-восток в 1957 году и охватило всю страну в 1958–59. В марте 1959 года начался мятеж в Лхасе. Моя жизнь была в опасности, я бежал в надежде продолжить переговоры с китайцами из Южного Тибета. Но после нашего побега начались бомбардировки Лхасы, лишившие нас этой возможности.

Несмотря на возражения пандита Неру мы несколько раз поднимали тибетский вопрос в ООН, однако все напрасно. В начале 1974 года мы решили не искать независимости, а в 1978 году Дэн Сяопин заявил, что готов обсуждать все, кроме независимости. Учитывая текущую ситуацию, мы разработали подход Срединного пути, направленный на достижение взаимовыгодного решения. Этот подход, который поддерживает китайская интеллигенция и китайские буддисты, построен на принципах ненасилия».

Лех Валенса спросил, что тогда казалось более невероятным – освобождение Тибета от китайской оккупации или распад Советского Союза. По его мнению, никто даже и не помышлял о распаде Советского Союза. И все же, в ходе протестов движения «Солидарность», он предупреждал министра иностранных дел Ганса-Дитриха Геншера, что Берлинская стена падет.

«Та эра канула в Лету, – сказал Лех Валенса. – Пришедшая ей на смену капиталистическая система углубляет неравенство. В то же самое время в правительстве Польши плохо представлены интересы жителей страны. Что мы можем с этим поделать? Мы обязаны ждать следующих выборов».

Ребекка Джонсон вспомнила о маршах протеста 70-х годов за права женщин. Позже женщины вышли на демонстрации в поддержку движения «Солидарность». Они протестовали в поддержку Тибета. Они учреждали женские палаточные городки мира, такие как в Гринэм-Коммон, сопротивляясь применению ядерного оружия.

  title=«Мы были полны решимости, так же, как сейчас тибетцы – сказала она. – Если мы освободим Тибет, это станет ярким примером победы ненасилия. Ненасилие не означает, что нужно сидеть сложа руки, оно активно. Ненасилие подразумевает правильные поступки, и мы обязаны ненасильственным путем противостоять существованию ядерного оружия – мы все еще должны подтолкнуть ядерные державы к разоружению».

Клаудия Рос поделилась с собравшимися, что ее познакомила с Его Святейшеством Петра Келли, и тибетское дело всегда виделось ей в свете защиты прав и свобод человека. Она сказала, что Его Святейшество никогда не откажется от продвижения мира и ненасилия, и мир крайне нуждается в таких людях, как он, мечтающих о торжестве мира и прав человека и завершении эры милитаризации и зависимости от оружия.

«Я узнала от Его Святейшества, какой мощью обладает сила любви. Ненависти должна противостоять любовь; нам нужна добросердечность там, где живут жестокость и изолированность».

Лех Валенса добавил, что порой стоит высмеять своего противника, тогда он становится не так страшен.

Дунья Хаяли спросила Его Святейшество, что он думает о монахах и буддистах, устраивающих гонения на мусульман-рохинья.

«Когда притеснения только начались, – сказал он, – я был в Вашингтоне. На обложке журнала “Тайм” напечатали портрет буддийского монаха с подписью “Буддийский террорист?” Меня это повергло в шок. Я однозначно заявил, что если бы Будда был там, он встал бы на защиту своих мусульманских братьев и сестер. Я попросил бирманских буддистов, участвующих в нападениях, представлять перед собой лик Будды.

Я знаком с Аун Сан Су Чжи и на нашей встрече я попросил ее предпринять что-то для прекращения насилия. Позже я написал ей письмо. Она ответила, что ситуация очень запутанная, и бунтующие монахи тесно связаны с военными. Мне кажется, страдания мусульман-рохинья очень сходны с тем, что переживают палестинцы с 1948 года. Суть этих проблем сводится к делению на своих и чужих».

  title=Дунья Хаяли попросила Его Святейшество пояснить его взгляды о беженцах. Он ответил, что когда жизни людей грозит опасность на родине, очень правильно протянуть им руку помощи. «Ведь в Германии сегодня около миллиона беженцев? И о них заботятся по инициативе канцлера Ангелы Меркель?

У вас своя культура, знания и образ жизни, а беженцы выросли в другой культуре, в отличающемся климате и привычны к иному образу жизни. Дайте им убежище, учите их детей и предоставьте профессиональную подготовку молодежи, чтобы они сумели восстановить свои страны из руин, когда придет время. Нас, тибетских беженцев, около 150 тысяч, и наша самая заветная мечта – вернуться на родину и заново ее отстроить. Поэтому еще одна важная задача – восстанавливать мир в тех странах, откуда люди бегут. Я надеюсь, что к концу нынешнего столетия государственные границы потеряют свою важность».

Времени осталось лишь на один вопрос из зала – какой совет Его Святейшество может дать собравшимся? Он ответил: «Будьте честными, правдивыми и помогайте другим. Если вы искренне желаете помочь другим, не останется места для лжи, жестокого обращения и обмана. Если вы правдивы, то можете жить открыто, а это рождает доверие, закладывая основу для настоящей дружбы. Мы все склонны преследовать собственную выгоду, но делать это нужно мудро, что значит, принимать в расчет интересы других».

Эти слова вызвали в зале волну теплых рукоплесканий, а Его Святейшество поблагодарил каждого из своих собеседников и вручил им белые хадаки. Участники встречи пообедали все вместе, после чего Далай-лама вернулся в свой отель.

На следующий день Его Святейшество принял участие во встрече в Гейдельберге, после которой уедет в Цюрих.

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2018/09/v-darmshtadte-dalaj-lama-prinyal-uchastie-v-obsuzhdenii-posvyashhennom-nenasiliyu-i-tibetskomu-soprotivleniyu/