Опубликовал: Валерий Павлов 01 Ноябрь 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 25 октября – Уже третий год подряд Институт мира Соединенных Штатов организует в Дхарамсале встречи юных лидеров из горячих точек планеты с Его Святейшеством Далай-ламой. Институт мира – это неполитическая независимая организация, главная цель которой продвижение национальной безопасности и стабильностив мире путем урегулирования конфликтов.
На этот раз президент Института мира США Нэнси Линдборг привезла в Дхарамсалу двадцать семь юных лидеров и троих участников прошлогодней встречи, выступающих в качестве наставников. Молодые люди приехали из двенадцати стран мира: Афганистана, Бирмы, Центральноафриканской Республики, Колумбии, Ирака, Ливии, Нигерии, Сомали, Южного Судана, Сирии, Туниса и Венесуэлы.
Войдя в комнату, Его Святейшество пожелал всем доброго утра и пожал руки участникам первого утреннего заседания.
«Мне доставляют огромную радость подобные встречи, – произнес Его Святейшество. – Моя главная практика – посвящать деяния своего тела, речи и ума благу других. Я не могу помочь каждому из васс уборкой дома, но в моих силах, по крайней мере, улыбнуться. Как правило, улыбка вызывает ответные улыбки. Редко кто будет хмуриться, завидя улыбку на лице другого. Точно так же, как я посвящаю свои физические действия благу других, и деяния моей речи устремлены к этой цели. Однако самое главное, я стараюсь, чтобы деяния моего ума служили благополучию живых существ – и не только сегодня, а “покуда длится пространство”. Выполняя медитации, я сижу один, а встречаясьс людьми, такими, как вы, я улыбаюсьи разговариваю. Спасибо, что подарили мне эту возможность».
Нэнси Линдборг попросила юных лидеров представляться и задавать свои вопросы Его Святейшеству. Первый вопрос от участницыиз Венесуэлы был о том,возможно ли построить мир там, где нет свободы.
«Мир может существовать на разных уровнях, – ответил Его Святейшество и поделился своим опытом жизни в зоне военного конфликта. – Когда китайские коммунисты только оккупировали Тибет, они не слишком жестко контролировали страну. В 1954 году я ездилв Пекини посещал заседания Всекитайского собрания народных представителей. Несколько раз я встречалсяс председателем Мао. Он не вел себя как политик. Он скорее казался крестьянином, ставшим революционером. Я проникся некоторым уважением к немуи другим партийным руководителям. Мы обсуждали историю революции и идеи Маркса. Тогда, как и сейчас, меня привлекали марксистские общественно-экономические теории, особенно идея равного распределения благ.
Однако во времена большевистской революции Ленин исказил эти идеи, оправдываясь соображениями военного времени, и поставилво главу угла секретность, подозрительность и подавление. Подобный подход вылился в тоталитаризм.При Сталине ситуация еще больше ухудшилась. Тем не менее,я тогда осознал, что в первые годы революции многие китайские лидеры были по-настоящему преданны своему делу, однако, распробовав вкус власти, уже не моглиот нее отказаться даже в ущерб собственным идеалам. Это привелок началу “культурной революции”. Порядочных, прямых, честных людей отстранили от власти,и удержаться сумели лишь двуличные политики, такие как Чжоу Эньлай.
По возвращении домой в 1955 годуя встретилсяс генералом Чжан Гохуа. Я сказал ему тогда, что по отъезду у меня были некоторые сомнения, однако теперь я полон уверенности. Но начиная с 1956 года подозрительность китайских властей в отношении меня только возрастала. Одновременно китайцы начали жесткие реформы в Восточном Тибете, что привело к восстанию. Крестьяне, раньше находившиеся в услуженииу тибетских феодалов, проявляли к бывшим хозяевам большую доброту и предупреждалио готовящихся мероприятиях в рамках классовой борьбы, благодаря чему многим удалось бежать в Индию.
Множество тибетцев бежало из Восточного Тибета и собралосьв Лхасе.В 1959 году, когда китайцы пригласили меня на танцевальное представление, жители Лхасы не скрывали своих опасений и окружили дворец Норбулингки, чтобы меня защитить. Я старалсяих переубедитьи писал письма китайским руководителям, однако все было напрасно. Один из бывших высоких тибетских чиновников попросил меня точно определить мое местонахождение в Норбулингке, и я не зналс какой целью – защитить меня или наоборот сделать мишенью. 17 марта было решено уходить. 20 марта китайские военные бомбили Лхасу, обстреляв как бы между прочим и мою резиденцию в Норбулингке.Это подтвердило верность нашего решения о побеге.Живя в Индии,я получил возможность внести свою лепту в развитие покоя ума людей».
Его Святейшество объяснил, что первостепенной задачей в изгнании стало сохранение тибетской культуры и самобытностис опоройна образование тибетских детей. Он назвал это трезвым подходом, заметив, что гнев и насилие губительны для нас самих и вызывают еще более жесткое подавление. Он подчеркнул, что прибегая к грубой силе, никогда не добиться перемен. Нэнси Линдборг добавила, что их институт собрал данные, подтверждающие, что ненасилие неизменно более эффективно в долгосрочной перспективе.
Его Святейшество заметил, что сегодня в Китае проживает около 400 миллионов буддистов, многие из которых по достоинству ценят тибетский буддизм. По его мнению, Китай может способствовать материальному развитию и поднять уровень жизни в Тибете,а тибетцы могут предложить китайцам помощь в духовном развитии и обретении покоя ума. Самое главное здесь не терять решимости, быть реалистичными и активно действовать.
«Мы сберегли переведенные с санскритана тибетский язык трактаты, в которых содержатся древние индийские знания об устройстве сознания и эмоций.К решению проблем мы подходим, усмиряя свое сознание и эмоциии развивая внутреннюю силу. После 70 лет,в течение которых китайцы прибегали к самым разным методам, им так и не удалось сломить тибетский дух».
Отвечая на вопросо роли женщин, Его Святейшество заметил, что судя по всему, женщины более чутки к страданиям других. А вот великие герои, нередко превозносимые за убийства своих противников, в большинстве своем мужчины. В буддизме, сказал Его Святейшество, мы видимво всех живых существах своих матерей и благодарим за их доброту.Он еще раз повторил совет, который нередко звучит из его уст – миру нужно больше женщин-лидеров,и они должны активнее участвовать во внедрении образовательных программ, развивающих в детях сострадание. Он рассказал, что бывшая президент Ирландии и борецза права человека Мэри Робинсон назвала его однажды «феминистским» Далай-ламой.
Его Святейшество также считает важным использовать технологии для просветительской деятельности. Он припомнил, что в Тибете главным источником новостей о внешнем мире были торговцы-мусульмане, приезжавшие из Индии.По его наблюдениям, жители более изолированных стран зачастую склонны полагать, будто существует только одна истина и одна религия. Этот подход приемлем для отдельного человека, однако мы живемв мире,в котором процветает множество вероисповеданий, и у истины много граней.
Заметив, что корень многих из одолевающих нас проблем в отсутствии нравственных принципов, Его Святейшество посоветовал заниматься тренировками сознания, взращивая более серьезную заботу о благополучии других. Эта забота проявляется естественным образом, когда мы видимв других своих братьев и сестер.
«Мы обязаны помнить, что каждый из нас – член одной большой человеческой семьи. Нельзя терять решимости в борьбеза лучшее будущее, при этом очень важно мыслить в долгосрочной перспективе. Главное не падать духом. Оптимизм ведет к успеху; пессимизм обрекает на неудачу.Один человек может вдохновить очень многих. Практикующие буддизм стремятся к достижению состояния Будды, что практически невозможно для большинства из нас, однако уже само это желание дарит внутреннюю силу.
Такие встречи как нынешняя укрепляют мою уверенность в пробуждении человечества. Мы можем изменить мир, взращивая заложенные в нас семена сострадания. Важно твердо идти к намеченной цели и общими усилиями преодолевать препятствия на пути. Несколько лет назад на встрече лауреатов Нобелевской премии мира мы согласились, что нужно срочно избавляться от ядерного оружия. Однако для этого необходимо установить график его уничтожения, строго его придерживаться и привлекатьк этому движению других».
Девушка из Южного Судана, которая приезжала в Дхарамсалув прошлом году и сегодня участвовала во встречев качестве наставника, подвела краткий итог своим двум встречам с Его Святейшеством.
Участники программы «Юные лидеры» Института мира США слушают комментарии Его Святейшества Далай-ламыво время встречи, организованной в его резиденции. Фото: дост. Тензин Джампхел.
Участники программы «Юные лидеры» Института мира США слушают комментарии Его Святейшества Далай-ламыво время встречи, организованной в его резиденции. Фото: дост. Тензин Джампхел.
«Я была здесь в прошлом году и бесконечно счастлива приехать снова. Я чувствую, что вы сами живете в соответствиис тем, чему учите других. Вы лидер мирового масштаба, чьи идеи близки каждому из нас.Ваш покой ума большое вдохновение для нас. Мне кажется, каждый из нас, словно Далай-лама, вернется в родную страну с посланием мира. Я очень рада, что вы “феминистский” Далай-лама. Спасибо, что уделили нам свое драгоценное время».
Отвечая на последний вопрос об укреплении мира, Его Святейшество произнес: «Идеи могут спускаться сверху вниз, однако общественные движения, которые воплощают их в действие, должны начинать свою работу снизу. Меня очень воодушевляет, что молодые люди, такие как вы, стараются способствовать переменам к лучшему.У нас твердая почва под ногами, ведь наши усилия построены на правдеи разуме – поэтому нас ждет успех.
Мы трудимся ради блага человечества. Я не считаю себя просто тибетцем или буддистом, я в первую очередь человек. Мы обязаны думать обо всем человечестве. Наша общая человеческая природа – это надежный фундамент для совместных усилий по созданию лучшего мира. Помните, выживание каждого из нас зависит от других людей».
Нэнси Линдборг поблагодарила всех, сделавших эту встречу такой плодотворной, в том числе сотрудников офиса Его Святейшества, Института мира Соединенных Штатов и радио «Свободная Азия». Она подарила Его Святейшеству кепку с логотипом Института мира, которую тот с улыбкой надел. Его Святейшество напутствовал зрителей словами, что подобные встречи – это результат сотрудничества отдельных людей.
«Каждый хочет прожить счастливую жизнь, но многиене знают, как это осуществить. Со временем общими усилиями мы сможем преодолеть неведение и сделать мир счастливее».