Опубликовал: Валерий Павлов 11 Октябрь 2019. Опубликовано в Новости сайтов
Выставка организована в рамках подготовки к празднованию 100-летия калмыцкой автономии. Тханку «Зеленая Тара» доставили из города Ставрополя, где она хранится в Государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Григория Прозрителева и Георгия Праве.
Напомним, на родину тханку на короткий срок впервые привозили в 1991 году,во второйраз — в 2017 году.В этот раз по договоренности Главы РК Бату Хасикова и губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, а также руководителей музеев двух соседних субъектов танка «Зеленая Тара» пробудет на родине целый год. Все, кто хочет увидеть ее и поклониться святыне калмыцкого народа, могут это сделать в Национальном музее РК имени Николая Пальмова до 1 октября2020 года.
В церемонии открытия участвовали настоятель Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анджа-гелюнг, глава Республики Калмыкия Бату Хасиков и Чрезвычайныйи Полномочный посол Социалистической Республики Вьетнам в России Нго Дык Мань, который прибыл в Калмыкиюв рамках мероприятий перекрестного года культуры России и Вьетнама,а также представители законодательной и исполнительной власти, общественных и творческих организаций республики. Поздравив жителей республики со знаменательным событием в духовной жизни народа, Бату Хасиков подчеркнул, что калмыки и в радости, и в беде всегда обращаются к Зеленой Таре, своей защитнице. «Она вселяет в нас надежду и веру, учит быть сильнее и стремитьсяк лучшему.Со своей стороны хочу заверить, что руководство республики сделает все возможное для того, чтобы наша икона окончательно вернулась на родину.Но мы должны благодарить ставропольчан за то, что спасли и сохранили нашу реликвию. Хочу от всей души лично поблагодарить губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, который откликнулся на нашу просьбу привезти танку еще раз в Элисту. Естественно, одного его желания было недостаточно: все-таки это музейный экспонат, которому требуются особые условия хранения и тщательная реставрация для того, чтобы сохранить его для будущих потомков. Но нам пошли навстречу и под нашу ответственность дали разрешение на ее выезднуюэкспозицию»,— сказал Бату Сергеевич. Отметив, что при соответствующих условиях и согласованной работе чиновников и музейщиков реликвия может вернуться на родину, Хасиков обратился ко всем молиться за то, чтобы это получилось. Монахи Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» во главес настоятелем хурула Анджа-гелюнгом провели ритуал омовения и освящениятханки —«тусоль» — провели монахи Зеленая Тара восседает на лотосе, солнечном и лунном дисках. Её правая нога спускается с сидения, тем самым символизируя готовность Зеленой Тары мгновенно прийти на помощь. Левая нога согнута, и находитсяв состоянии покоя. В руках она держит голубые цветы лотоса. Цвет её тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего. Её мудра выражает дарование окончательного просветления. Человек, начитывающий её мантру, (ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА) побеждает всех демонов, уничтожает препятствия и достигает исполнения желания. Особенность чтения мантры Зелёной Тары заключается в том, что чтец может не помнить всю мантру целиком. Существует легенда, что один человек шёл по мосту и вдруг, находясь на середине моста, увидел демона, он повернулся назад, и сзади тоже стоял демон. Человек не помнил всю мантру до концаи читал то, что помнил. Зелёная Тара снизошла и помогла ему. Считается, что когда человек моргает, за то время, пока его глаза закрыты, Зелёная Тара успевает тысячу раз облететь вокруг земли, поэтому она успевает помогать каждому, кто её об этом попросит. При этом несколько лет назад в древней столице Китая городе Сиане был случай, когда при стотысячном начитывании мантры Зелёной Тары прозрачные хрустальные чётки практикующей, по имени Ятоу, поменяли свой цвет на зелёный, что свидетельствовало о синхронизации данной йогини с Зелёной Тарой.
Тханку «Зеленой Тары» готовили для открытия хурула в ставке Бага-Тугтунского аймака в честь 300-летия Дома Романовых. Великолепный хурул был возведен в 1913 году.Этот красивый, величественный многоярусный хурул, построен по проекту английских архитекторов. У него был мощный фундамент из горного камня, двухметровый цоколь из ракушечника, нижний ярус из красного кирпича, верхний – из дерева.Окна украшены орнаментом из разноцветных стекол. Золоченый купол шаровидной формы был виден в открытой степи на десятки километров. Зал вмещал до 300 человек. История сохранила нам имя главного инициатора возведения этого хурула – им был Ах багш Дорджи Цеденов. В этом хуруле и находилась «Зеленая Тара» рядом с двумядругими — вышитой и аппликативной, составляя тем самым законченную трехчастную композицию.
Хурул действовал до 1929 года. Через год его закрыли. Позже местный сельсовет здание хурула передал совхозу. В 1933 году из кирпичаи лесоматериалов буддийского храма построили пять двухквартирных домов, клуб и магазин.Все убранство, среди которого была тханка «Зеленая Тара», стало инвентарем сельского клуба.
В годы Великой Отечественной войны и депортации калмыцкого народа клуб был разграблен, все содержимое бесследно исчезло.
Тханка «Зеленая Тара» появилась в голодном1946 годуна Александровском базаре города Ставрополя. Очевидцы рассказывали, что ее продавали как калмыцкий гобелен. Деньги просили немалые. Желающих купить ее целикомне нашлось. Несколько человек уже сговорились купить «гобелен» вскладчину, чтобы потом разрезать его на части.К счастью,на тот момент случайно проходила мимо известный историк, археолог, музейный работник Татьяна Максимовна Минаева, которая в этом «гобелене» признала буддийскую тханку.
Татьяна Максимовна уговорила не разрезать тханку, и смогла обменять ее на две буханки хлеба – цена, по понятиям нищего послевоенного времени, почти немыслимая. Так, эта удивительная женщина спасла для будущих поколений этот уникальный шедевр, рожденный калмыцкими девочками на калмыцкой земле более века лет тому назад.
Сегодня эта уникальная реликвия — старинная калмыцкая тханка «Зеленая Тара» целый год будет находиться в Национальном музее, чтобы каждый житель Калмыкии смог насладиться красотой и величием этой уникальной иконы, произнес сокровенные слова молитвы «ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА», дарующие благословление и просветление.