Словарь буддизма

Печать

ДХАРМАГУПТАКА

. Опубликовано в Д

(санскр., в будд. традиции «те, к-рые защищают дхарму», дхармагупта — «те, к-рых защищает дхарма») подшкола махищасаки, возникшая в результате раскола материнской школы ок. 210 до н. э. Причиной раскола школы махищасака явились разногласия между монахами по поводу ценности дара, преподнесенного Будде и сангхе, а также «качества заслуг» (пунья), находившихся в зависимости от ценности сделанного дара. Монахи, отстаивавшие т. зр., что заслуги могут возрасти во много раз в случае, если дар будет сделан Будде, а не сангхе, вышли из общины махищасаков и сформировали собств. общину, получившую название Д. в честь основателя — Дхармагупты. Духовным авторитетом дхармагунтаков был провозглашен архат Маудгальяяна — один из гл. учеников Будды, прославившийся своими магич. способностями. Канон школы Д. состоял из 5 разделов: Виная-питака, Дхарани-питака, Бодхисаттва-питака, Дхарма-питака и Щарипутрабхидхарма-питака. Особую популярность Д. получил за пределами Индии, в частн. в Китае, Сакральным цветом Д. считался темно-красный. В основе культовой практики Д. почитание мощей Будды. Религ. учение школы Д. базировалось на ряде фундаментальных принципов, общих для школ ветви стхавиравада. Разработка дхармагуптаками медитативной (см. Медитация) практики как осн. средства достижения нирваны способствовала развитию метафизич. представлений в буддизме. Первые центры этой школы появились в районе Матхуры. Расцвет школы Д. приходится на 1 — 3 вв. н. э. В это время для ее последователей возводятся новые монастыри в районах Сев.-Зап. Индии, Афганистане, в Цент. Азии и Китае. Сюаньцзан и Ицзин встречали монастыри этой школы в Уддийяне в Хотане. Д. просуществовала вплоть до конца 7 в. Л. Р. Фурцева