Словарь буддизма

Печать

«КОЛЕСО ЖИЗНИ»

. Опубликовано в К

(санскр. бхавачакра, пали бхавачакка; др. названия — колесо бытия, круг сансары, круговорот перерождений) одна из ведущих концепций будд. модели мироздания. Любое живое существо с его чувствами, желаниями и продиктованными ими поступками замкнуто внутри «К. ж.», где его ожидает бесконечная цепь перерождений. Три осн. причины — гнев, сладострастие, неведение (или ненависть, вожделение, иллюзия; см. Клеша), отравляющие сознание живых существ, не дают им возможности вырваться за пределы «К. ж.». 6 сфер или миров сансары (мир богов, асуров, людей, животных, ненасытных духов прета и мир адских мук) — вот то жизненное пространство, в пределах к-рого вращается все живое, перерождаясь либо в своем, либо в любом из остальных 5 миров. Наиб. благоприятный из них для прорыва в цепи перерождений — мир людей, а вовсе не богов. Каждый человек при определенном количестве заслуг согласно карме может в след. раз переродиться в мире богов, однако и боги не гарантированы от плена чувств, желаний и вытекающих из них неблагих поступков, а значит, как и все остальные, подвластны карме и в след. перерождении вполне могут оказаться в облике животного, человека или асура. Ближе всего к прорыву цепи перерождений стоит человек. Только его личная воля и сознание способны прервать этот поток, открыть в себе истину, стать на путь Будды, и, если выбранный метод окажется верен, достичь просветления в течение одной жизни. Судьба царевича Гаутамы наглядный тому пример. Адепты, прошедшие посвящение, концепцию «К. ж.» воспринимают разумом, но для рядового верующего существует его наглядное изображение, отработанное в деталях и достаточно впечатляющее. Кроваво-красное чудовище, материализованный символ неутоленных желаний и неизбежной расплаты за них, крепко держит в пасти и лапах «К. ж.». Последнее выглядит как 4 вписанных друг в друга круга, поле каждого из них заполнено весьма реалистич. в деталях изображениями, выступающими как символы определенных религ.-филос. идей. Цент. круг занимают курица, змея и свинья — символы сладострастия, гнева, неведения. Во 2-м круге по черному полю скатываются в ад связанные грешники. по светлому полю восходят в мир богов праведники. В 3-м круге изображены все 6 миров сансары: вверху мир богов, внизу — ад, а справа — мир людей и прета, слева — асуров и животных. Обитатели всех 6 миров заняты своими обычными делами: боги невозмутимо сидят на лотосах, грешники корчатся в муках в горячих и холодных подразделениях ада, за ними следит владыка ада Яма. Асуры воюют с богами и друг с другом, прета никак не могут насытить свои огромные животы, животные пасутся, резвятся, грызутся и т. д., люди заняты мирскими делами: едят, любят друг друга, рожают, болеют, умирают — 6 миров, 6 видов живых существ и все снедаемы бесчисл. желаниями. И, наконец, внешний круг содержит 12 не связанных друг с другом единым сюжетом изображений. но именно они несут на себе осн. филос. нагрузку, символически воспроизводя 12 нидан — взаимосвяз. причин, согласно закону зависимого происхождения, порождающих беспрерывный поток индивид, жизней. В буддологич. лит-ре неоднократно описаны символы, с помощью к-рых изображаются ниданы. Их назначение — приспособить филос. высший уровень осмысления нидан к возможности восприятия его неподготовленным разумом. т. е. на низшем уровне. Последовательный перечень их таков. Нидана 1-я: слепой, бредущий с палкой; на низшем уровне — это неспособность различить дорогу во тьме, на высшем — неведение (авидья), затемняющее сознание, делающее неизбежным новые перерождения. Нидана 2-я: горшечник лепит из глины горшки, придавая им ту форму, к-рую он захочет; на высшем уровне изображение означает, что совокупность деяний человека (санскара) в прошлой жизни предопределяет его облик и рождение в следующей. Нидана 3-я: обезьяна, влезающая на дерево и срывающая с него плоды; означает, что сознание (виджняна) находится в зачаточном состоянии, хотя все элементы, сформировавшие новую личность, в совокупности уже имеются. Нидана 4-я: человек, плывущий в лодке по безбрежному океану жизни; означает, что нечувств. и чувств. элементы (нама-рупа) еще не определились и потому личность — эмбрион пока никаких переживаний не имеет. Нидана 5-я: дом с запертыми окнами и дверями; означает, что 6 баз или 6 органов чувств (шадаятана) уже оформились, но пока не пробудились. Нидана 6-я: слившиеся в объятиях мужчина и женщина; означает соприкосновение (спарша) сознания и органов чувств, которое служит толчком к их пробуждению. Нидана 7-я: человек, в глаз к-рого попала стрела; означает чувства (ведана) приятные и неприятные, к-рые человек испытывает в первые 2 года своей жизни. Нидана 8-я: человек с чашей вина в руках; означает проснувшееся в молодом человеке желание (тришна), утоление к-рого ведет к появлению нового желания, еще более сильного, чем предыдущее. Нидана 9-й: человек, рвущий с дерева плоды; стремление к жизни (упадана) ведет человека к опред. цели. Нидана 10-я: беременная женщина или курица, несущая яйца; означает, что жизнь (бхава) достигла полного расцветай завершения, в ней заложен переход к будущей жизни. Нидана 11-я: рожающая женщина: рождение (джати) означает начало нового витка жизни, нового звена в цепи перерождений. Нидана 12-я: согбенный старик, бредущий с мешком на спине (иная версия рисунка — старик, несущий на спине мертвеца, т. е. себя самого в умершем виде) означает старость и смерть (джарамарана), завершающие жизнь, подводящие итог сумме деяний и определяющие карму и последующее перерождение. Наглядности изображения К. ж. придается большое значение в ваджраяне, особенно в школе гелугпа. Ее основатель Цзонхава посвятил К. ж. часть своего соч. «Ламрим чхенмо». Н. Л. Жуковская