Словарь буддизма

Печать

ЛАМАИЗМ В БУРЯТИИ

. Опубликовано в Л

региональная форма буддизма. Проник в середине 17 в. из Тибета через Монголию; сначала был распространен преимущественно среди этнич. групп, вышедших незадолго до этого из Халха-Монголии; в кон. 17 — нач. 18 в. распространился на территории всего Забайкалья. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них. (В июле 1991 буддисты Бурятии отметили 250 лет официального признания их религии.) Длит. время в бурятском Л. шла борьба за главенство между Цугольским и Гусиноозерским дацанами. В 1764 гл. лама самого старого в Бурятии Цугольского дацана стал Верх. ламой бурят Забайкалья, получив титул Бандидо хамбо-лама («Ученый первосвященник»). В кон. 19 в. началось интенсивное проникновение ламаизма в Предбайкалье — Зап. Бурятию, где он встретил ожесточ. сопротивление со стороны шаманизма и христ-ва. До Октябрьской революции в Бурятии функционировало 46 дацанов, приходы к-рых были в осн. организованы по терр.-родовому принципу. В кон. 19 — нач. 20 в. в ламаизме началось мощное обновленческое движение, получившее дальнейшее развитие после установления в Бурятии сов. власти. В кон. 30-х гг. ламаизм подвергся массовым репрессиям, завершившимся жестоким разгромом и уничтожением ламаистской церкви. С 1946 заново открыты и действуют 2 дацана — Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском бурятском нац. округе Читинской области. В 1991 действующих дацанов в Бурятии стало 12. Л. в Б. является самым сев. ответвлением цент.-азиат, культурно-историч. вариации буддизма махаяны, сформировавшейся в Тибете в кон. 14 — нач. 15 в. и получившей название гелугпа. Основатель этой школы выдающийся реформатор Цзонхава почитается последователями ламаистской религ. традиции в Бурятии наравне с основателем всей будд. традиции Буддой Шакьямуни. Последователи гелугпа в Бурятии предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин «учение Будды», «махаянское учение», подчеркивая тем самым отсутствие в ламаизме принц. различий с учением буддизма махаяны. Незначит. отклонения от общемахаянской традиции проявляются в Л. в Б. в осн. в культовой системе, в обрядности и магич. практике и обусловлены влиянием традиц., более древних и архаич. верований, культов, обрядов тибетцев, монголов и бурят. В частн., в культовой системе ламаизма были инкорпорированы и ассимилированы традиц. народные обряды, ритуалы и верования, связанные с культом обо, почитанием духов земли, гор, рек, деревьев. В эзотерич. религ. практике монахов большую роль играют методы тантрического происхождения, образующие основу буддизма ваджраяны. Резкое различие в обрядности обыденного и эзотерич. уровней ламаизма проявляется также в том, что на первом особую сотериологич. роль в «спасении» верующих от страданий сансары играет учитель-наставник лама, а на втором — решающее значение придается личному морально-психологич. самосовершенствованию адепта с помощью тантрич. практики, йогич. созерцания и других эзотерич. методов, позволяющих освободиться от причин.-следств. зависимости закона кармы. В филос., психологич. и этич. учении бурятского ламаизма нет серьезных отличий от фундаментальных положений буддизма махаяны, изложенных в тиб. варианте будд. канона — Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Ламаизм оказал мощное позитивное влияние на развитие традиц. науки и культуры бурят. Особенно сильным и плодотворным было его воздействие на формирование и развитие филос. мысли, норм нравств. поведения, медицины, хронобиологии, биоэнергетики, культуры психич. деятельности и психотехники, художеств. лит-ры и изобразит. искусства. Из огромного количества разл. культовых отправлений обрядового комплекса в бурятских дацанах в наст. вр. отмечаются только 6 больших хуралов: Саагалган (Новый год), Дуйнхор (поворот колеса дхармы, Будда начинает проповедь своего учения), Гандан-Шунсэрмэ (рождение, просветление и паринирвана Будды), Майдари (ожидание прихода будды грядущего мирового периода Майтреи), Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение будды с неба Тушита), Зула (день памяти Цзонхавы). Л. Л. Абаева