Словарь буддизма

Печать

ЛАМАИЗМ НА АЛТАЕ

. Опубликовано в Л

В науч. лит-ре в самостоят. национальную и региональную форму Л. на А. не выделяется, и для этого есть все основания: на Алтае не было общины будд. монахов, не было ни одного монастыря и каких-либо внемонастырских будд. культовых сооружений (ступы, мани и т. п.). Однако территория Алтая и его население в разные периоды истории находились в полном или частичном подчинении у соседних государств, где буддизм был офиц. или одной из офиц. религий: гос-ва киданей (10–12 вв.), Монг. империи (13–14 вв.), Джунгарского ханства (17–18 вв.). Многовековые контакты с народами, исповедовавшими буддизм, привели к появлению нек-рого, хоть и незначит. числа его элементов в культуре алтайцев. В местной мифологии это будд. персонажи: небесный писарь Шигы-минебурхан (Шакьямуни), богатырь Мангдышир (Манджушри), небесное божество Курбустан (Хормуста); в эпосе — это Акбурхан (белый бог), оживляющий убитого главного героя; в сказках — божеств. птица Канкереде (Гаруда) и гора Сумер (Меру) и др. Правосл. миссионеры, работавшие на Алтае с 18 в., в своих донесениях отмечали, что в кон. 19 в. активизировалась деятельность монг. лам в ряде районов Алтая: приезжали на время, проводили службы, развешивали иконы, агитировали принимать «желтую веру». В нач. 20 в. на Алтае возникло местное националистич. движение в религ. оболочке — бурханизм. Обряды его представляли собой смесь шаманства, христ-ва и в наименьшей степени ламаизма, к-рый был представлен лишь некоторыми терминами, в т. ч. словом «бурхан», осмыслявшимся в данном движении как верховный и единый бог. Н. Л. Жуковская