Словарь буддизма

Печать

ЛОТОСОВАЯ СУТРА (санскр. Саддхармапундарика-сутра — букв. «Сутра Лотоса благого Закона»)

. Опубликовано в Л

одна из наиб. известных и популярных сутр махаяны. Написана ок. 125, автор неизвестен. Провозглашалась окончательным и полным изложением учения Будды. Заняла цент. место во многих махаянских школах, гл. обр. Китая и Японии: в Индии почиталась в школе «идентичности различных путей к спасению» (экаяна), или саддхармапундарика; в Китаев школе Тяньтай-цзун; в ЯпонииТэндай-сю, Нитирэн-сю и дзэн. Впервые переведена на кит. язык с санскр. в 5 в. Кумарадживой. Гл. цель Л. с. — обоснование единства трех названных Буддой путей к спасению: пути ученичества и обретения архатства (шравакаяна), пути личного спасения (пратьекабуддхаяна) и пути помощи другим в достижении спасения (бодхисаттваяна). Все три провозглашались, в сущности, одним путем просветления (буддхаяна), так как оно является их общей целью. Будда представлен в сутре трансцендентным вечным существом, окруженным множеством мудрецов (архатов), богов, бодхисаттв и др. фигур; здесь упоминается одно из «тел Будды» — «непроявленное тело закона» (дхармакая). Сказано, что религ. заслуги приобретаются проповедующими, повторяющими и слушающими Лотосовую сутру, к-рая есть не просто изложение истины, но гл. объект поклонения. Кит. и ян. версии отличаются от санскр. текста. В них, в частности, содержится концепция 5 периодов в истории будд. учения, доктрина «троякой истины» Нагарджуны и развитая космология, отсутствующие в оригинале. Н. А. Канаева