Словарь буддизма

Печать

НАЛАНДА

. Опубликовано в Н

будд. монастырский комплекс в Сев.-Вост. Индии, севернее Раджагрихи — столицы древней Магадхи (ныне штат Бихар), разрушенный в нач. 13 в. В раннее средневековье при династии Гунтов и позднее здесь велось монументальное культовое строительство, сделавшее Н. центром культуры и образования, где преподавали и служили духовными наставниками мн. будд. учителя, особенно махаяны и ваджраяны. Согласно «Запискам» китайских пилигримов 7 в., кол-во обитателей Н. достигало 10 тыс. человек, из них ок. 3 тыс.студенты-монахи, систематич. обучавшиеся по университетской программе «великих книг пяти наук»: 1) грамматике и лексикографике; 2) искусствам и ремеслам культового назначения: 3) медицине; 4) логике; 5) философии. Причем по каждой из дисциплин давались основательные знания индуистских и джайнских достижений, а брахманы учили Ведам и опиравшимся на них системам умозрительной аргументации. Кроме того, университетская подготовка предусматривала знание и соблюдение монастырских правил, участие в ритуальной практике, умение медитировать и др. Н. славилась строгими распорядком и требованиями: базисные тексты и комментаторская лит-ра к ним заучивались наизусть, регулярные публичные тематич. диспуты были своего рода экзаменами. Будд. система воспитания и образования отличалась от «домашней» индуистской, когда ученик жил в доме брахмана — жреца и учителя. Если строительство комплекса зданий Н. и их убранство субсидировалось за счет гос-ва и частных пожертвований, то каждодневная жизнь и снабжение всем необходимым ун-та — монастыря обеспечивали жители от 100 до 200 близлежащих приписанных ему деревень, подати к-рых состояли как в полном содержании монахов, так и в кормлении паломников. В. П. Андросов