Словарь буддизма

Печать

САНЬЛУНЬ-ЦЗУН

. Опубликовано в С

кит. будд. школа, основанная в кон. 6 в. монахом Цзицзаном. Учение С.-ц. базируется на филос. и догматич. положениях шуньявады (мадхьямики), одного из двух ведущих направлений буддизма махаяны. Канонич. текстами школы являются соч. инд. будд. мыслителей Нагарджуны («Рассуждения о срединном видении (сути)». «Рассуждения о двенадцатых вратах») и Арьядевы («Рассуждения в ста (стихах)»), переведенные на кит. язык Кумарадживой. Название школы (С.-ц. в переводе с кит. — три трактата) указывает на количество канонич. текстов и подчеркивает значимость их для учения С.-ц. Доктринальный комплекс С.-ц. включает в себя 3 раздела, к-рые один за другим предписывается усваивать адептам С.-ц. В первом разъясняются положения шуньявады и учение о двух истинах, «мирской» и «первого значения», сформулированное Цзицзаном. Опираясь на краеугольную для шуньявады доктрину об относит. условной реальности единичных сущностей, Цзицзан показал, что сокровенная суть учения Будды не может быть передана на знаковом уровне, и усвоение двух названных истин создает только предпосылки для ее постижения посредством особого рода интуиции. Знание положений первого раздела является основой для правильного понимания учения различных будд. школ, классификация к-рых составляет второй раздел доктринального комплекса С.-ц. Третий раздел — толкование формулы восемь «не» и, по существу, повторение теоретич. выкладок Нагарджуны в систематизированном Цзицзаном виде. С.-ц. представляла собой скорее объединение ученых монахов, чем религ. орг-цию, однако ее значение в становлении буддизма в Китае и др. странах Дальнего Востока было исключительно большим. А. Н. Игнатович