Словарь буддизма

Печать

САРВАСТИВАДА

. Опубликовано в С

 (санскр., в будд. традиции «те, к-рые проповедуют учение о том, что все существует» (сарвам асти), иначе хетувада — «проповедующие причину»)

одна из школ стхавиравады. Основателем С. считается архат Катьяянипутра, к-рый провозгласил на сангити в Паталипутре (на т. н. 3-м Всебуддийском Соборе, ок. 244 до н. э.) идею сарвам асти (все существует). Впоследствии разногласия между С. и стхавиравадой усугубились тем, что первые в качестве сакральных признавали лишь тексты Абхадхарма-питаки, в то время как вторые апеллировали гл. обр. к Сутра-питаке. Целиком канон С. был записан на 4-м сангити, к-рый состоялся в Кашмире под эгидой царя Канишки (1–2 вв. н. э.). С потерей влияния стхавиравадинов в Индии (1 в. н. э.) сарвастивадины становятся здесь главными оппонентами последователей махаяны. Основу воззрений С. составляло учение о перманентной реальности всех дхарм. Сакральным языком школы был санскрит, символами — цветок лотоса, драгоценность — чандмань, лист дерева бодхи и зонтик. Цвет — черный или темно-красный. Одеяния сарвастивадинов состояли из 25–29 окаймлений. Их имена обычно оканчивались на «митра», «шри», «прабха», «кирти», «бхадра». Сарвастивадины пользовались репутацией эрудитов, предсказателей и проповедников дхармы Будды. Расцвет школы падает на период правления царя Канишки, к-рый был ее ревностным почитателем. В это время формируются многочисл. духовные центры этой школы в районах Матхуры, Паталипутры, Таксилы, Кашмира, Гандхары, Шравасти, Сарнатха, Бактрии. Во 2–3 вв. н. э. С. проникает в Китай и Цент. Азию, а также и в отдельные районы Памира. Л. Р. Фурцева