Словарь буддизма

Печать

СТХАВИРАВАДА (иначе Тхеравада, пали, буквально — «проповедующие со слов старейшин»)

. Опубликовано в С

самая древняя из 18 школ, сохранившая в своей традиции наиб. архаичные элементы учения буддизма. Согл. палийскому канону, С. возникла в результате Великого раскола сангхи ок. 350 до н. э. Патриархом С. был провозглашен тхера Моггалипутта Тисса, великий чудотворец, к-рый «очистил» сангху от «ереси» и утвердил С. офиц. признанной традицией буддизма в гос-ве Ашоки (3 в. до н.э.). Учение С. было достаточно простым: Будда представлялся стхавиравадинам реальной личностью, наделенной как слабыми, так и сверхчеловеч. качествами. Он призывал «воздерживаться от всех видов зла, аккумулировать в себе лишь добро и очищать свои мысли от пагубных желаний». Понимание провозглашенных Буддой 4 благородных истин и закона зависимого происхождения может объяснить феномен жизненных явлений опосредованно, через взаимосвязь прошлых и будущих поступков, т. е. кармич. действий (см. Карма). Философия С. также была достаточно простой: все мирские феномены суть субъекты трех категорий: анитья, дуккха и анатман (см.  Трилакшана). Путь становления школы С. на ранних этапах протекал в острых дискуссиях, результатом к-рых явилось возникновение внутри нее новых конфессий (абхайягиривада, саггалийя и джетаванийя). 5 в. н. э. в истории С. становится эпохой великих комментаторов, среди к-рых наибольшую известность получили Буддагхоша, Буддатта и Дхаммапала. Оплотом С. в 3 в. до н.э. становится царство Магадха. С потерей влияния С. в Индии ее цитаделью становится о-в Шри-Ланка, к-рый продолжает играть эту роль и в наши дни. Л. Р. Фурцева